С каждым годом мы наблюдаем увеличение машин на автомагистралях нашей страны. Но несмотря на регулярно растущее их количество, движение на автострадах напоминает все же гигантский упорядоченный ряд, чем хаотичный поток. Этим мы обязаны правилам дорожного движения, которые помогают машинам не крутиться на месте, стараясь проскочить друг перед другом, а без жертв и за минимальное время добраться до пункта назначения.
Оказывается, что еще в Древнем Риме стояла острая проблема с городским трафиком. В 50-х годах до н.э., чтобы разгрузить улицы от всевозможных телег, повозок и экипажей Гай Юлий Цезарь ввел ограничение на движение, о чем говорили старинные информационные указатели, современные светодиодные аналоги которых сейчас можно встретить на любой трассе и улице. В те дни транспорту запрещалось перемещение по городу с восхода солнца, а заканчивалось ограничение за 2 часа до его заката. А чтобы все приезжие не лукавили и честно оставляли свои средства передвижения за городом, была организована специальная надзирательская служба. Ее служащие также следили за порядком среди извозчиков и сохранением их транспорта целым и невредимым.
Шли века, и человечество осознало проблемы от столкновения конных повозок во время езды. Чтобы избежать аварий, были составлены указы, информировавшие о правилах передвижения и поведения водителей и пешеходов на дорогах.
Впервые о создании правил дорожного движения стали задумываться в Париже, когда количество автомобилей выросло, и стала необходимость их упорядочивания. 16 авгуcта 1893 года был официально объявлен перечень правил для соблюдения безопасного перемещения и началось изготовление дорожных знаков, которые помогали легче ориентироваться в пути. Данный список включал в себя запреты на езду и остановку на тротуарах, аллеях. Также была установлена скорость передвижения: в черте города она составляла 12км/ч, а вне населенного пункта – 20км/ч.
В России подобные правила появились 9 сентября 1898 года в Петербурге. Специальный указ градоначальника разделил весь транспорт на 4 группы. Первая включала в себя средства передвижения для личного использования, вторая – для извозного дела. В третью группу входили автомобили и повозки для перевозки пассажиров, а в четвертую – перевозка тяжестей и грузов.
Более полную и официальную форму правила обрели 13 марта 1912 году, когда Государственная Дума в Москве приняла постановление о движении по городу автоматических экипажей, обязательное к исполнению всеми их владельцами и управляющими.
В СССР правила движения для автомобилей и гужевого транспорта были утверждены 15 мая 1933 года.